Изображения:ВыклВклШрифт: AAAИнтервал:ВклВыклЦвет:AAAAОбычная версия
Версия для слабовидящихСлабовидящим

Сарапульский драматический театр

Пресса

Туфли для Золушки с правнучкой
Сказка и обыденность встретились на театральной сцене.

Режиссер Сарапульского театра Олег Степанов поставил новую пьесу молодого уральского драматурга Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» как бенефис народной артистки Удмуртии Галины Есыревой. В результате бесценный подарок получила не только актриса, но и сарапульская публика.

Туфли для золушки с правнучкой Планируя покупку билетов в театр, зрители чаще всего ориентируются на жанр. Комедия – хорошо, можно отдохнуть от повседневной нервотрепки. Драма – хуже, придется страдать за героев. Мелодрама – придется без мужей идти, они не любят про «женское счастье». С премьерным спектаклем сарапульского театра предугадать не получится – здесь в равных пропорциях соединены и социальная драма, и трагикомедия, и мелодрама, и даже сказка.

Ярослава Пулинович в своей пьесе выворачивает «нервами наружу» вечный сюжет о Золушке. В нежных кремовых туфельках его оказывается 76-летняя Эльза, «молодая прабабушка», прожившая кажущуюся невыносимой жизнь. Мачехой – ее собственная одинокая, озлобившаяся, несчастная дочь. Завистливыми сводными сестрицами – «проигравшие» свои жизни пожилые односельчанки. Чтобы не разрушилось их довольство собственным миром, им нужно, чтобы и Эльза не покидала свой очаг, кастрюли, калоши и грядки. «В жизни», скорее всего, так бы все и случилось. Но Пулинович на этой жестокой реалистической основе пишет настоящую сказку и дарит своей героине встречу с принцем – таким же немолодым мужчиной Василием Игнатьевичем, оставшимся романтиком и умеющим любить, мечтающим вырастить для Эльзы розы, ведущим ее слушать дождь на чердаке и готовым продать городскую квартиру, чтобы отвезти ее в Париж и на море.

Семейные «ценности»
Лирическая, глубоко человечная интонация спектакля не позволяет зрителю задохнуться болью и ужасом от тем, которые он поднимает. От спокойного, без упоения насилием рассказа о бесконечной жестокости, которая часто живет за надежными стенами семейных домов. Семья в пьесе Пулинович, как и в произведениях Петрушевской, – зона отчуждения, пространство манипуляций и темных секретов.

Из разрозненных деталей, неожиданных откровений, когда герои «Земли Эльзы» устают держать лицо и проговариваются, складывается цельная картина. В этом мире люди в семье держатся друг за друга не из чувства любви, братства, нежности, заботы, а отстаивая право собственности («моё!»), самоутверждаясь за счет более слабого, следуют не за своими чувствами, а за вековыми общественными установками. Соответствие патриархальным банальностям вроде «бьет, значит любит», «пусть плохой, зато свой», «бог терпел и нам велел» оказывается важнее искреннего человеческого сочувствия.

Так живут и дочь Эльзы, мать-одиночка средних лет, и сын Василия Игнатьевича, затюканный своей наглой, меркантильной женой, и деревенские кумушки. Родители живут ради детей, траур по мужу, каким бы негодяем он ни был, надо носить несколько лет, старость не время для любви - прожившие свои жизни по этим принципам испытывают к тем, кто находит в себе смелость стать свободным, только зависть и глухое раздражение. Иначе нужно признать, что собственная жизнь прошла в бессмысленных попытках казаться приличным, «правильным», а не стать счастливым.

История женщины
Судьба главной героини спектакля Эльзы Александровны Блюментрост еще горше Золушкиной, а терпение и умение с честью выносить самые страшные испытания – безграничнее. Кажется, все возможные беды выпали на ее долю. Только чувство собственного достоинства и редкое обаяние актрисы делает этот персонаж не преувеличенно драматичным, а живым, настоящим.

Эльзу, дочь русских немцев, все детство дразнили «фашисткой», а она не озлобилась. Была фактически изнасилована простым деревенским парнем, но ради сохранения чести (не своей даже, а своей мамы и его самого, который как будто «не со зла») вышла за него замуж, и дочери, родившейся от этого насилия, слова худого про отца не сказала.

Потеряла второго ребенка от злых мужниных побоев, но ради старшей дочки, отцовской любимицы, из дома не ушла и продолжала тащить на себе все хозяйство. Терпела, терпела и терпела – нелюбовь и жестокость мужа, эгоизм повзрослевшей дочери, пересуды за спиной. Смерть мужа как будто шлюзы открыла – теперь можно жить так, как сама считает правильным. И как же мало ей надо для обретения свободы – ее воплощением стали модельные туфли на каблуке, в которых она наконец смогла почувствовать себя женщиной. Не надежным работником, не покорной женой, не заботливой матерью и бабушкой – просто женщиной.

Галина Есырева создала удивительной силы образ. В ее Эльзе угадывается вся ее судьба с болью, потерями, многолетней привычкой «не высовываться», терпеть. Деликатность и скромность естественно соединяются с редким умением видеть красоту мира, чувствовать полной грудью и верить в чудо. Удивительно прямая спина и легкая походка в заветных туфельках превращают ее не в принцессу-Золушку даже, а в обаятельную красавицу, которой все еще не поздно начать новую, счастливую жизнь. Когда мечта рушится, в Эльзе-Есыревой будто обрывают внутреннюю живую ниточку, поддерживающую голову упрямо вскинутой, а плечи расправленными. Она потухает на глазах зрителей так очевидно, в мгновение, что становится страшно: только огромные глаза глядят вдаль с мукой, будто присыпанные пеплом. Актриса и в самом деле играет бенефис: роль, позволяющую оценить масштаб ее дарования, исключительность ее собственной личности.

Поэзия и проза спектакля
В спектакле сложился замечательный актерский ансамбль. Для каждого персонажа исполнители, очевидно вдохновленные Олегом Степановым, находят нюансы и полутона, делающие героев объемными, узнаваемыми. Народный артист Удмуртии Владимир Мельник нашел для своего Василия Игнатьевича легкую, естественную, обаятельную интонацию, в которой соединились и мудрость, и терпение его персонажа, и вечное мальчишество. Пенсионерки Зинаида Михайловна и Таисия Петровна (заслуженный работник культуры УР Тамара Кулакова и заслуженная артистка УР Зинаида Голоднюк) равно искренни и в зависти, и в сочувствии. Ольга Богославская создает точный портрет агрессивной мещанки, которая забывает о хороших манерах в тот же момент, когда речь заходит о деньгах. Заслуженная артистка Удмуртии Татьяна Кочурова играет Ольгу, дочь Эльзы, несчастного вампира, которому даже постоянное высасывание крови из матери не дает почувствовать насыщение, полноту жизни. Она надменна от осознания своей «правильности», раздражена, не слышит никого, кроме себя, не видит ничьей правды, кроме своей, и все же вызывает неподдельное сочувствие, когда со слезами в глазах признается, что сама понимает: никому она на этом свете, кроме матери, не нужна.

Лаконична, выразительна и метафорична сценография (художник-постановщик – Анна Макшакова). Дощатые ступени с покатым скатом становятся и вагоном теплушки, в котором ехала в военном детстве в эвакуацию героиня, и чердаком деревенского дома, и настилом на сельских улочках, и личной голгофой Эльзы, по которой она поднимается раз за разом, молчаливо неся свои страдания и беды родных. Ряд невыразительных черных туфель «на плоском ходу», ботинок и калош, стоящий у рампы, оказывается то нехитрым ассортиментом на витрине сельмага, то камнями на обочине жизни героини, которые год за годом «приземляли» ее, не давали пойти по жизни легкой летящей походкой. Условные стволы деревьев, качающиеся в глубине сцены, кажутся «струнами души» Эльзы, дрожащими, но выдерживающими один порыв невзгод за другим.

P.S. Взрослая, одновременно смешная и трагическая сказка «Земля Эльзы» получилась историей о том, что человеческое в нас никуда не исчезает, как бы мы ни придавливали его социальными нормами, ни прятали за масками и нарощенной толстой кожей. И о том, что счастье обходится дорого – куда дороже пары новых туфель – и все же оно стоит своей цены.

udmpravda.ru/articles/tufli-dlya-zolushki-s-pravnuchkoy


Статьи к юбилею народной артистки УР Галины Есыревой

красное прикамье (2) красное прикамье (1) удмуртская правда


Дебют молодых студийцев

красное прикамье


Открытие 105-го театрального сезона

красное прикамье 1 (2) красное прикамье 33


Статьи о II городском фестивале "КапустаDAY"
красное прикамье 3 наше время (1) наше время (2) удмуртская правда 4 удмуртская правда (2)


pinokkio-16(6)

Театр-детям
"Красное Прикамье" от 23.06.2016 г.
Сарапульский драматический театр закрыл свой театральный сезон, но...

…только не для детей! Кто сказал, что летом в театр никто не ходит? В Сарапульской драме в это время - самая горячая пора. Июньская афиша театра - мечта любой мамы и ребенка. В ней есть спектакли на любой вкус: «Братец Лис и Братец Кролик», «Как Кощей на Василисе женился», «Приключения Пиноккио», «Веселый Роджер». С этими спектаклями сарапульские артисты побывали и в Ижевске, и в Каракулино, и в Кигбаево, выступили в детских садах. Театральная жизнь продолжается. Поведите своего ребенка в театр, он будет чрезвычайно рад такому интересному времяпровождению. Ведь «театральные спектакли лечат души, словно, капли» не только взрослым, но и детям!
О.Тырина,
фото В.Карманова


«Оскар» по-сарапульски. Статья корреспондента газеты «Красное Прикамье» Светланы Ульяновой от 31 мая 2016 года.

автор фото Сергей Старовойт В Сарапульском драматическом театре состоялось закрытие 104 театрального сезона.
После показанного спектакля «Женитьба» зрители не спешили расходиться. Труппа театра подготовила сюрприз для сарапульцев. В праздничной обстановке актеры и администрация театра вручи¬ли благодарственные письма тем, кто поддерживал их на протяжении всего сезона.
Затем настал самый волнительный момент для всей труппы - на сцену были приглашены Виктор Шестаков, заместитель главы администрации по социальным вопросам и Игорь Манылов, начальник управления культуры и молодежной политики, чтобы назвать лучших актеров и спектакль сезона 2015-2016 годов.
Лучших определяли зрители: в течение двух недель каждый житель города мог проголосовать за любимого артиста и понравившийся спектакль в социальных сетях, на предприятиях и в учреждениях, в самом театре.
Словно на церемонии вручения «Оскара», в тишине зрительного зала вскрывали на сцене заветные конверты с именами победителей.
Приз за лучшую мужскую роль получил Владимир Заварзин за роль Подсекальникова в постановке «Самоубийца».
Лучшей женской ролью названа роль Пиноккио в спектакле «Приключения Пиноккио», исполненная Евгенией Коротковой. Признание зрителя, как лучший спектакль 104 сезона, получил спектакль «Самоубийца» (режиссер О. Степанов).


«Величественный среднестатистический». Статья корреспондента газеты «Известия Удмуртской Республики» Кристины Романовой от 14 апреля 2016 года. Без имени-1


Главный режиссер сарапульского драмтеатра ставит спектакль в Кирове

Статья корреспондента газеты «Известия Удмуртской Республики» Кристины Романовой от 24 апреля 2016 года.

http://www.izvestiaur.ru/news/view/11580201.html


Личная жизнь «Самоубийцы». Режиссерское представление о том, как живет страна между революциями.

Выдержки из статьи корреспондента газеты «Удмуртская правда» Нины Пузановой от 21 апреля 2016 года.

Квартирный вопрос и другие

Главный персонаж комедии cарапульского драмтеатра «Самоубийца» Подсекальников (актер Владимир Заварзин) обитает в коммуналке, где любой человек сильно ограничен в частной жизни: ее фактически нет. Наш герой не может послушать ночью любимую музыку – возмущенные соседи тут же начинают стучать по батарее. Все, что происходит в его семье, – ссоры с замученной тяжелым бытом, махнувшей на себя женой Марией (актриса Евгения Короткова), с сохранившей остатки былого благородства тещей Серафимой Ильиничной (актриса Ольга Богословская) – тут же становится известно всем вокруг и широко обсуждается. Увы, и сегодня еще часть наших сограждан живут в таких ущемленных условиях и по-прежнему мечтают, как Подсекальников, о квартире, где можно нормально отдохнуть.

Нервы не выдерживают

Безработица сегодня, слава богу, стоит не на первом месте среди житейских неурядиц, однако россияне так же мечтают о достойной заработной плате, как в тридцатые годы. Подсекальников же нигде не работает: он выброшен революцией за борт социума, а «безработным работать не разрешается». Он живет за счет скромного жалованья жены, чувствует себя неудачником, нахлебником и думает, что так же относятся к нему окружающие. Это доводит его до взвинченного состояния, а отсюда – шаг до самоубийства. При этом исполнитель Владимир Заварзин сохраняет в герое остатки сопротивления непонятной ему и чуждой среде. Герой из последних сил пытается найти источник заработка, пусть самый фантастический. Например, научиться за несколько дней игре на геликоне и давать платные концерты.
Семья Подсекальникова – явно из бывшего благородного сословия. Но что происходит с самыми образованными и воспитанными людьми в условиях тотального насилия общества над каждым индивидом, в унизительных бытовых условиях, без работы и надежды? Нервы не выдерживают. С вежливого тона «голубчик ты мой» герои переходят на крик и взаимные оскорбление – «сволочь ты, Маша». И вот мы имеем «нормальную» отечественную семью, где муж и жена не способны к доверительному и спокойному общению, когда за каждым словом другого слышатся обида и унижение. А там уже начинается и битье тарелок. На спектакле сарапульцев в постановке Олега Степанова любопытно строить представление о социальном происхождении и нынешнем статусе героев «Самоубийцы» на основе их речи, в которой смешались литературная интеллигентская лексика, советский новояз, марксистко-ленинские идеологемы. Смачный колоритный язык 20-30-х годов становится яркой характеристикой героев, и исполнители стараются преподнести его выпукло и акцентированно.
Так, теща Подсекальникова говорит на старорежимном языке, она не адаптирована в современность, а Маша, жена, перемежает старое и новое. Самая оснащенная партийными терминами и лозунгами речь у товарища Егорушки (актер Артем Шевченко) – малограмотного курьера, который требует, чтобы писатели сочиняли книги исключительно о курьерах, пишет доносы в местную газету об аморальном поведении соседа Калабушкина (актер Сергей Дубовиков). – Самоубийца» строится по линии вызревания у Подсекальникова идеи о суициде и невольном подталкивании героя к этой страшной цели со стороны близких, соседей и знакомых. Серьезная экзистенциальная проблема жизни и смерти решается в спектакле на остром комедийном материале в смеховой тональности. Это спектакль, говоря установочным языком, о необходимости повышения качества нашей жизни как верного показателя социально ориентированного государства. Мечты Подсекальникова просты и понятны каждому: работа с достойным жалованьем, уютный дом, спокойная заботливая жена, вкусный ужин – и все это не мещанство, это реальность того общества, где забота о человеке не только декларируется на бумаге, но и реализуется. А разнообразные идеи – от марксизма до теории полов, с которыми жило общество в 30-е годы, как мы сегодня знаем, преходящи. Меньше идей, больше хлеба! – смело спорил со своей эпохой Эрдман, и сейчас повторяет за ним Сарапульский театр. Те идеи хороши, которые сопровождаются благополучием каждого человека, к какой бы социальной среде он не принадлежал. О таком настоящем, а не фальшивом равенстве мечтает герой Заварзина.

Ссылка на статью из газеты «Удмуртская правда»