«неПРОСТОЙ»: творческая лаборатория Сарапульского театра

В репертуаре большинства театров артисты старшего поколения, как правило, заняты не так активно. Пьес, в которых центральным персонажам было бы больше 60, не так много, да и режиссеры зачастую делают выбор в пользу более молодых артистов.

Тем не менее, именно представители старшего поколения обладают всем необходимым для идеального спектакля: большим опытом и житейской мудростью, годами отточенным профессионализмом и проверенной техникой работы над ролью.

Директор Сарапульского театра Лариса Бовдуй и художественный руководитель Игорь Васецкий провели анализ репертуара и занятости артистов и выступили с предложением о проведении творческой лаборатории «неПРОСТОЙ». Формат для Сарапульского театра не новый: в 2020 году коллектив принял участие в Творческой лаборатории Государственного театра наций, а в феврале 2023 года сами артисты театра попробовали себя в качестве режиссеров в рамках творческой лаборатории Игоря Васецкого «В поисках счастья».

Лабораторная практика уже прочно и основательно вошла в жизнь театров — как столичных, так и в малых городах. Творчество — процесс непредсказуемый, а форматы читок, эскизов и лабораторий позволяют театрам провести своего рода «исследование» и понять, что нужно современному зрителю и насколько он готов двигаться дальше, к новым формам театрального искусства. В рамках лаборатории «неПРОСТОЙ» с 31 октября по 4 ноября приглашенные режиссеры будут работать над эскизами спектаклей «Мама» и «Мельник».

Пьеса «Мама», эскиз по которой будет ставить режиссер Александр Баркар (Москва), является частью трилогии французского драматурга и романиста Флориана Зеллера «Папа»-«Мама»-«Сын» (за экранизацию первой части Зеллер получил заветный «Оскар»). Главная героиня «Мамы» — женщина, у которой, кажется, есть все… И нет ничего. Муж отдалился, дети выросли, и мир, который многие годы вращался вокруг домочадцев, постепенно начинает рушиться. А вместе с ним рушатся и призрачные надежды, что все еще может стать, как прежде…

Режиссер Анна-Ксения Вишневская (Санкт-Петербург, Москва) будет работать над эскизом «Мельник» по неоконченной поэме Солнца русской поэзии – Александра Сергеевича Пушкина. В основе безымянной пьесы Пушкина, которую после смерти автора под названием «Русалка» опубликовал Василий Жуковский – народные предания о том, что утопившиеся девушки превращаются в русалок. Дочь Мельника любила Князя — и он, казалось, был влюблен… Однако решил жениться на другой. Не сумевшая простить предательства девушка решается на непоправимое, однако не покидает мыслей отца — старого Мельника.

Публичные показы состоятся 3, 4 и 5 ноября, по результатам обсуждения работ с театральным критиком Павлом Рудневым и зрительского голосования коллектив Сарапульского театра примет решение о дальнейшей судьбе предложенных эскизов.